Расчистка находок неолита из реки и о современной археологии
Животные и люди всегда жили у воды, поэтому максимум артефактов скрывается именно там. На морях, реках и на других водоемах все время происходит движение грунта. Оползни, размывы, намывы, отмели – они открывают историю и тайны прошлого, как машина времени.
Поиск
Во всем мире и в т.ч. в России разрешено собирать предметы с поверхности. Более того, их надо собирать. Оказавшись на воздухе они как бы расконсервируются. Две … три зимы и полное разрушение предметов из кости и глины; изделия из дерева – почти сразу. Лучше сохраняются предметы из камня (кремень, разные базальты и т.п.), но и они разрушаются сезонными перепадами температур, влагой, различными природными окислами и от перетирания камнями и песком.
Любой найденный предмет из кости или глины всегда будет влажным и, как правило, насквозь. И даже если это окаменевшая кость, всегда есть много микротрещин и внутренних разломов.
Поэтому при находке подобного предмета первое – не доверять своим глазам, а помнить, что это в любом случае хрупкий предмет. Для промежуточного хранения при сборах находки удобнее всего хранить в полиэтиленовых пакетиках, немного сминая полиэтилен.
Промывка
Вернувшись с «полей» все находки как можно раньше надо почистить от загрязнений. Лучше всего проточной водой и мягкой зубной щеткой или крупной художественной кистью с твердым ворсом. Важно – надо постараться сделать это качественно с первого раза. Но в зависимости от состояния предмета возможен и повтор.
При мытье черепков из глины необходимо как можно аккуратнее и минимально очищать внутреннюю сторону. Там могут быть остатки пищи и их желательно сохранить.
Сушка
Дальше сушка. Большинство предметов сохнет нормально при комнатной температуре (на батарее не надо). Подстелить бумагу, лучше чистый лист. Некоторые предметы при высыхании растрескиваются, т.е. имевшиеся незаметные трещины становятся шире. Обычно высыхание длится сутки, иногда три дня. Для изделий из глины этого достаточно. Кость может сохнуть несколько недель. После высыхания предмет надо аккуратно осмотреть через лупу, лучше – часовую в форме перевернутой шляпы (вставляется в глазницу); руки при этом свободны.
Склеивание
Все трещины (крупные или длинные) надо проклеить. Иногда кажется, что предмет плотный после высыхания и трещины поверхностные. На самом деле в большинстве случаев они глубокие и все держится «на честном слове».
Идеально для склеивания или промазывания трещин подходит обойный клей. Я использую клей для бордюров обоев на метиленовой основе белого цвета. Он легко растворяется в воде и его всегда можно смыть. Клей имеет хорошую проникающую способность, быстро сохнет и очень хорошо держит. Высыхая, становится прозрачным (почти, в зависимости от слоев).
Наносить клей надо обычной художественной кисточкой (например, для акварели). После склеивания ее надо промыть водой.
Клей наносится на обе склеиваемые поверхности или проливается кисточкой по щели. Если склеиваются два черепка, надо дать подсохнуть первому слою на обеих склеиваемых поверхностях минут пять (поставить их, прислонив к чему-нибудь так, чтобы поверхность склеивания располагалась горизонтально клеем вверх). Затем можно намазать клеем только одну поверхность, соединить обе поверхности и подержать так в руках минуту. После этого черепок опять прислонить к чему-нибудь, чтобы шов располагался горизонтально. Оставить на ночь. Можно склеенный шов промазать с двух сторон дополнительно несколько раз, но надо помнить, что этот новый клей в жидком виде может растворить засохший и шов может разойтись, т.е. аккуратно.
Предметы из кости сохнут дольше и при этом трансформируются. Высыхание надо проверять ежедневно, подмазывая трещины (заполняя их клеем). Лучше этого пока ничего не придумано.
Ниже привел пример склеивания трех черепков от одного красивого раннесредневекового горшка, найденных в разное время. Важно качественно очистить места контакта и проверить соединение до склеивания.
Другой пример. Редкий для наших краев горшок мастеров с территории Римской империи. Ориентировочно — середина 1-го тысячелетия н.э. Место находки — река Ока, М.О.
Расчистка поверхности от грунта
Очень часто поверхность предметов бывает покрыта грунтом. Это или известь, или окаменевшая глина. Снимать эти наросты надо только механически, т.е. счищать. Я для этого использую среднюю и мелкие плоские часовые отвертки и нулевой алмазный надфиль для их периодической заточки; иногда – минидрель с насадками (не забываем про простейший строительный респиратор-маску). Советы давать, как это делается, бесполезно. Здесь главное – практика.
Один совет по снятию небольших слоев извести. Если совсем тонкий слой (до миллиметра), надо под углом в 30 … 60 градусов упереть в него кончик заточенной отвертки и движением снизу вверх по параболе пытаться поддеть вверх. Обычно на более ровных поверхностях известь будет сходить целыми слоями. Можно перед очисткой намочить известь; она будет в ряде случаев легче сходить – это чистка по мокрому. Ямки и канавки от штампов я обычно расчищаю, если это возможно. Песок, мелкие камушки несложно убрать, используя разные размеры часовых отверток. Шило использовать не рекомендую – поверхность контакта минимальная; больше вреда, чем пользы. Обратную сторону черепков чистить не надо – это тоже артефакт. Не надо торопиться, это занимает много времени, но интересно.
Ни в коем случае не надо покрывать изделия из кости, глины, камня (т.е. все находки) чем либо; никакого лака!
Черепок горшка эпохи раннего неолита после расчистки от покрывшей его окаменевшей глины.
Эмоции …
В музеях хранится много склеенных предметов прошлого. Я не понимаю, каким надо быть идиотом или насколько не любить свое дело, чтобы так криво и бездарно склевать. Поражает использование гипса. Нельзя соединять изделия из глины однотипным материалом. Не было клеев дорогих современных? А обычного клея на воде из картофельного, например, крахмала тоже не было?
Современные российские (и не только) археологи совсем разучились своему делу. Большинство историков если и поднимают свой зад, то до ближайшего маркета. Или фотосессии на джипах со всем комфортом и, главное, при наличии финансирования. А сами? А за свой счет? Не верю.
Защищаются кандидатские, докторские на работах «полевиков» прошлого, которые с нуля, сами, часто без образования (а откуда б знания взялись). Феномен современности – чванливое дилетантство.
Накоплено огромное количество материалов, артефактов. Где это все? Где аналитические работы, систематика, каталоги, справочники? Мало. То, что есть – лучше б не было. Еще более менее работы до начала 80-х, а потом сплошное переписывание с искажениями (надо ж вставить свое мнение).
Рекомендую всем, кто ищет сам, берегите свои находки, не надо их сдавать в музеи, институты и т.д. Если не разворуют, то просто пропадут. Не то сейчас в России время. И не рассказывайте подробности о месте поиска (где, как, когда); только регион и хватит. За псевдонаучным интересом может стоять элементарная корысть.
И последнее, о чем хотел сказать в этой статье по находкам и поиску. Это о раскопках.
Я понимаю период 19 или 20 века. Знаний было минимум и археологам приходилось много рыть стоянки, захоронения. Чтобы получить два ключевых параметра истории и археологии – место и время. Но в 21 веке разрывать чьи-то могилы или стоянки (по-моему, не стоянки, а места проживания) – это варварство. Разрушается полностью слой, в котором много разложившейся, но присутствующей органики – ткани, кожа, древесина, растения и т.д. А раскапывание чужих скелетов с личными вещами – это обыкновенное воровство с отягчающими обстоятельствами. Сегодня имеются приборы, способные видеть сквозь твердые предметы. Это не рентген, как на границе для просвечивания подозрительного вагона или машины, это радиоволны. Подобная техника в будущем будет совершенствоваться и позволит отказаться от раскопок. Поэтому я противник раскопок.
Современная археология должна не добывать, а собирать материалы. И не для получения места и времени, а для получения максимально возможной статистической выборки по конкретным местам. Я думаю, что именно за этим будущее. Только большая статистическая выборка позволяет говорить что-то уверенно о столь далеких временах. Все остальное от лукавого грека 🙂
Сама природа открывает нужные места для поиска.